В 2002 году на Алтае открылся Музей шпаргалок. Все экспонаты изготовлены учениками местных школ, и среди них настоящие шедевры. Например, на поверхности простого карандаша безымянный автор записал 10 задач по физике, а самая оригинальная шпаргалка изготовлена из леденца "чупа-чупс".
Ух ты!!! Плох тот студент или школьник, который ни разу не пользовался "шпорой". Еще в далеком XIV веке, оказывается, были шпаргалки: одна из них выставлена в Китае, в храме Конфуция, среди экспонатов находящегося там музея императорского колледжа.
Роль шпаргалок в процессе обучения
Студентка первого курса филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Оксана Гулик прислала нам настоящее научное исследование на тему "Роль шпаргалок в процессе обучения”, которое она в качестве одного из заданий по обществознанию проводила в 2005 году — анкетировала учителей и учеников старших классов средней общеобразовательной школы поселка Мулино. Фрагменты ее работы мы публикуем.
Гипотеза: шпаргалка в середине XX века порицалась учителями, рассматривалась как признак слабых знаний ученика и как показатель его нечестности. В последней четверти XX века широкое распространение в учительской среде получило неофициальное мнение о том, что шпаргалка является прекрасным средством систематизации знаний учащегося, а самостоятельное изготовление шпаргалок способствует закреплению знаний. С начала XXI века шпаргалки перестали быть продуктом исключительно домашнего изготовления, теперь они печатаются в крупных частных издательствах огромными тиражами. Со временем это сделает бессмысленным кустарное домашнее производство шпаргалок.
Опрос учеников показал, что 100% учащихся пользуются шпаргалками с разной степенью интенсивности для систематизации знаний.
Самое большое количество шпаргалок пишется по естественно-научным дисциплинам (биология, химия, физика). На втором месте — точные науки (математика) и на третьем — предметы гуманитарного цикла (история, литература, русский язык). 30% опрошенных пишут шпаргалки по всем дисциплинам.
Самостоятельно делают шпаргалки 100% опрошенных, что можно расценить как положительное явление. 20% указали, что пользуются в том числе и покупными.
При этом 60% опрошенных шпаргалки помогают получить желаемую оценку, а 25% благодаря шпаргалке получают оценку выше той, которую поставили бы себе сами. Лишь 13% шпаргалка редко помогает получить желаемую оценку.
На самый животрепещущий для учеников вопрос, замечают ли учителя шпаргалки, 60% ответили, что пользуются шпаргалками умело и остаются не замеченными учителем.
30% не уверены, что учителя не замечают их шпаргалок. При этом лишь 7% не рекомендуют другим пользоваться шпаргалками, а 71% учащихся готов пропагандировать использование шпаргалок.
Опрос учителей показал, что 56% педагогов относятся к шпаргалкам положительно, 30% — отрицательно. 14% затруднились ответить на этот вопрос. При этом 70% опрошенных учителей утверждают, что они сами никогда не пользовались шпаргалками, 30% признались, что знакомы с этим явлением со школы. Как альтернативу шпаргалкам 80% учителей предлагают вдумчиво писать конспект по каждой теме, а 10% дали мудрый совет "писать, но не использовать”.
Заключение: выдвинутая гипотеза подтвердилась частично — в обозримой перспективе роль шпаргалки как эффективного средства систематизации знаний не уменьшится, добровольный отказ от нее маловероятен, но шпаргалка сохранится все-таки как продукт кустарного домашнего производства.
|